которые безусловно и в высшей степени интересны всему миру.
И с точки зрения мирового архитектурного процесса они
куда важнее, чем здание Большого театра или, например, наш Кремль…
Это частный дом Константина Мельникова и так называемый дом Наркомфина"
Давид Саркисян,
директор архитектурного музея им. Щусева
ДОМ НАРКОМФИНА (дом-коммуна Гинзбурга) вошёл во все мировые учебники по истории архитектуры. Этим домом вдохновлялся гуру западной архитектуры Ле Корбюзье, он всегда держал на рабочем столе чертежи этого здания и с восхищением показывал всем друзьям и знакомым.
![](http://i014.radikal.ru/1010/d3/665a1084aed8.jpg)
Этот дом был передовым во всём - от квартирных планировок, высоты потолков, строительных материалов до встроенной мебели.
К сожалению, сейчас Дом Наркомфина внесён ЮНЕСКО в список 100 архитектурных объектов, находящихся под угрозой уничтожения культуры (например, в этом списке были Соловки, не знаю, числятся ли сейчас) и внешне напоминает барак, непонятно как затесавшийся в центр Москвы, между американским посольством и Новинским пассажем. Уже много лет ведутся разговоры о его реставрации, но вряд ли она начнётся раньше, чем через два года.
Дом Наркомфина - результат трёх задач:
1) Построить недорогое жильё.
Недорогое, в том числе и за счёт дешёвых материалов, в частности дом построен из полых бетонных блоков и обшит для тепла камышитом (прессованный камыш).
В результате такой экономии звукоизоляция стен стремилась к нулю, дочь одного из жильцов вспоминала, как её отец периодически переговаривался с соседом через стенку.
Зато за счёт камышита дом был очень тёплый.
2)Задача 2: построить удобное и функциональное жильё без прикрас в духе конструктивизма
Конструктивизм (если кратко) - ничего лишнего, всё функционально, забыть о специальном украшательстве чего бы то ни было, будь верен удобству использования «машины для жилья» (Корбюзье), и красота придет, будет очень естественной)
3)Задача 3 - построить жильё нового типа для новых людей - граждан соц.эпохи.
Началось всё с того, что в 1920-х гг. нарком финансов, теоретик соц.расселения Николай Милютин, решил построить для своей семьи, для друзей и работников министерства дом.
И не простой, а настоящий советский. Чтобы похож он был на корабль, плывущий вдоль роскошного цветущего сада, чтобы устроен был просто, функционально и удобно. Чтобы квартиры были залиты солнцем, чтобы коридоры напоминали палубы корабля, чтобы не было ничего аляповатого и пошлого в оформлении стен и потолков. Никакого мещанства, одним словом… Большие площадки для общения и личностного развития, маленькие -для личного времяпровождения.
Одним словом, Милютин хотел жить в новом со всех точек зрения доме.
Исполнить мечту он пригласил архитекторов-конструктивистов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милинисона.
Так в 1930г. в Москве, по адресу Новинский бульвар, 25, появился дом-"корабль".
Мечта наркома сбылась.
Дом-коммуна предполагает в первую очередь разделение личной площади и общественной.
Поэтому Дом Наркомфина состоит из двух корпусов - большого жилого (квартиры-ячейки) и поменьше, коммунально-служебного (детский сад, столовая, кафе, клуб, спортзал и т.п.). Плюс - ещё одно небольшое, отдельно вынесенное здание прачечной.
Соединялись они крытым переходом на уровне 2-го этажа
![](http://s001.radikal.ru/i194/1010/e5/aa116b31857bt.jpg)
Переход между корпусами.
![](http://s03.radikal.ru/i176/1010/c5/a7febcde7cb0.jpg)
![](http://s42.radikal.ru/i098/1010/16/2f5aa19097f1.jpg)
КОММУНАЛЬНЫЙ КОРПУС.
Состоял из двух больших двусветных залов с антресольными этажами. Первоначально в верхнем было кафе-столовая-клуб, которым пользовались жители дома и соседи - приходили с судками, покупали еду. По воспоминаниям сына Моисея Гинзбурга, кафе было очень популярным.
На первом этаже в нижнем зале планировался спортивный зал, но, поскольку детский корпус в центре двора не был построен, в итоге там сделали детский сад. Функционировала также терраса на крыше корпуса.
![](http://s06.radikal.ru/i179/1010/f4/a295b7483e8f.jpg)
Так он выглядит сейчас.
![](http://s43.radikal.ru/i101/1010/cc/b04f480244ac.jpg)
![](http://i001.radikal.ru/1010/0a/459b0cf3dce6.jpg)
А так выглядел внутри в 1930-е годы.
![](http://i051.radikal.ru/1010/3f/261ded9ec992t.jpg)
ЖИЛОЙ КОРПУС.
![](http://s02.radikal.ru/i175/1010/50/4f06e58a65a4.jpg)
![](http://s60.radikal.ru/i167/1010/b1/b0346004f54e.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i094/1010/64/fa5eae4ef07c.jpg)
ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ.
В жилом корпусе располагались собственно квартиры.
Идеальный дом-коммуна не должен иметь квартир, а лишь небольшие личные пространства на уровне "койко-место+тумбочка", что-то вроде казармы. Напоминаю, что и женщины, и дети в идеальной коммуне тоже считались общественными, институт семьи отсутствовал.
Создатели Дома Наркомфина справедливо полагали, что такое соцустройство пока недостижимо, и назвали совё творени "экспериментальное жилище переходного типа" - переходного от привычной квартиры к коммунарской системе проживания. Поэтому личные пространства в доме Гинзбурга - это не койко-места, и даже не комнаты в коммуналке, но и не квартиры в том смысле, в каком это слово понималось в те годы. Гинзбург назвал их "жилые ячейки".
Предполагалось, что работа и быт должны оставаться за пределами жилого корпуса, а здесь жильцы должны были исключительно отдыхать и общаться с семьёй. Питаться жильцы должны были в столовой коммунального корпуса, для тех, кто по графику работы не успевал в столовую, были сделаны в жилом корпусе две кухни, основная функция которых была - разогреть еду.
Тем не менее Гинзбург поместил в каждой квратире кухонную нишу 1, 4 метра шириной, санузел и маленькую душевую кабину.
Хочу подчеркунть ещё раз, что обобществление быта предполагалось постепенным, ненасильственным, органическим. Конечно, предполагалось, что "быт" в основном будет перенесен в двухэтажный общественный корпус по соседству. Но при этом жильцам всё же оставили свободу выбора.
Подробнее о ячейках расскажу отдельным постом, а сейчас вернёмся к жилому корпусу.
Это было 6-ти этажное здание, с небольшой 2-х этажной надстройкой на крыше (7 и 8 этажи), надстройку хорошо видно на фото макете (первое фото).
В нижнем этаже надстройки располагалась квартира наркома здравохранения Семашко, в верхнем - самого наркома финансов Милютина. Квартира Милютина по сути была единственным на тот в Москве пентхаусом.
Существует версия, что Милютин, попросил построить себе пентхаус, чтобы прикрыть промашку архитекторов - на плоской крыше нехорошо торчали трубы и прочие конструкции, и надо было их как-то закрыть.
Сейчас крыша выглядит удручающе, от надстройки остался только железобетонный каркас, но как и в 30-ые, с неё открываются потрясающие виды.
![](http://s55.radikal.ru/i147/1010/fd/c76ec0064164.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i156/1010/ea/2efbc1b711a7.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i158/1010/38/dba2d50a44bb.jpg)
![](http://s08.radikal.ru/i181/1010/df/6227dc9387ee.jpg)
Первого этажа у здания как такового не было - его заменяли колонны 2.5 метра высотой. Такое решение Гинзбург объяснил желанием сохранить парк и неровным рельефом местности (поставить дом на колонны было намного экономичнее, чем выравнивать рельеф).
В 1960-е годы первый этаж полностью застроили и сегодня колонны мы можем видеть лишь частично. Например, их хорошо видно на фото в начале , где показан крытый переход между корпусами.
С первым этажом и крышей мы разобрались, а дальше начинается странная ариметика.
В доме всего 2 подъезда (не считая того входа, который появился в 1960-е, когда был застроен первый этаж).
Дом Наркомфина - так называемого "ленточного" типа: весь этаж вдоль прорезает коридор, куда и выходят двери всех квартир-ячеек (система общежития). Попасть в коридор можно с того и другого торца - отсюда два подъезда.
При этом все квартиры выходят окнами на одну сторону дома, на другую - окна коридора.
По замыслу Гинзбурга коридоры должны были быть просторными и красивыми, чтобы стимулировать общение граждан друг с другом.
Окна - раздвижные. К сожалению, роликовые системы окон, сделанные почти кустарным способом и из дешёвого сплава, часто заедали (на это жаловались многие современники).
![](http://s003.radikal.ru/i201/1010/96/ec43a10c328d.jpg)
![](http://s48.radikal.ru/i120/1010/0f/7b8cbbbe55f2.jpg)
![](http://i078.radikal.ru/1010/eb/144f3548934b.jpg)
Сохранились, хоть и не везде батареи того времени
![](http://i024.radikal.ru/1010/e1/356f16b363dc.jpg)
На одной из дверей сохранилась табличка с именем жильца.
![](http://i027.radikal.ru/1010/4b/5ee55af1a204.jpg)
Лестничные площадки.
Обратите внимание - какие простые, лаконичные по форме, но в то же время красивые лестницы!
![](http://s002.radikal.ru/i198/1010/b3/09d56812c4df.jpg)
![](http://s08.radikal.ru/i181/1010/24/a477967a28da.jpg)
![](http://s50.radikal.ru/i129/1010/c0/5aab0bedf5f8.jpg)
![](http://s56.radikal.ru/i153/1010/9b/d6d08c32bf80.jpg)
Лифт. Не знаю, был он изначально или его построили позже.
![](http://s55.radikal.ru/i148/1010/59/6b52dd37417d.jpg)
![](http://s58.radikal.ru/i161/1010/2f/5a23115e077c.jpg)
А теперь посчитаем коридоры и этажи, и получим удивительное - НА 5 ЭТАЖЕЙ 2 КОРИДОРА (!!!), а именно - на 3-ем и 5-ом этажах.
А фишка в том, что открывая любую дверь, которая выходит в коридор, вы оказываетесь в мини прихожей, откуда лестница ведёт вниз или вверх! Квартиры располагаются на разных этажах! Например, одна на 6-ом, другая на 5-ом. При этом квартиры ещё и двух и даже трёх уровневые!
Их прихожие и санузлы находятся на одном уровне, а дальше квартиры как бы уходят одна под другую. Название - ячейки - в том числе и отсюда: одинаковые и прилегают друг к другу, как соты-ячейки в ульях.
Вот, например, план 5-го "коридорного этажа". На плане хорошо видно вход в соседствующие друг с другом ячейки, маленькие прихожие, лестницы. А небольшие прямоугольники сразу при входе, перед лестницами - это, извиняюсь, сортиры.
![](http://s001.radikal.ru/i194/1010/09/0ca85e019759.jpg)
А вот для сравнения планы 4-го и 6-го этажей, без коридоров.
![](http://i007.radikal.ru/1010/c9/1ab1b9937963t.jpg)
Из-за того, что ячейки имели какие-то 2, а какие-то 3 уровня, то и получилось, что коридоров два на 5 этажей (а не два на 4 этажа).
Изначально двери квартир были окрашены в разные цвета, те, что вели наверх - в белый, те, что вели на нижний этаж - в чёрный.
Вот такая получается арифметика по-Гинзбургу)))
Важно отметить, что такая система, когда один коридор "обслуживал" несколько этажей, был придумана не из-за желания соригинальничать, а по причине экономии площади.
СУДЬБА ДОМА НАРКОМФИНА.
Несмотря на удачную задумку, уже к концу 1930-х большинство квартир-ячеек превратились в обычную коммуналку.
В построенном в 1930 году из дешевых стройматериалов того времени здании ни разу не проводился капитальный ремонт. С 1970-х годов из-за высокой степени износа Моссовет начал расселение жильцов, а само сооружение определили под снос. Но после того как в 1997 году усилиями общественности дом-коммуна был признан архитектурным памятником, а в 2006 году был включен в список ЮНЕСКО, речь о сносе больше не идет.
В 1990-м году было принято решение о реставрации, но воз и ныне там.
![](http://s49.radikal.ru/i126/1010/ff/f90937bcb193.jpg)
Сегодня по наружным стенам здания проходят глубокие разломы, наспех заделанные строительной пеной, вместо окон тут и там вставлены полусгнившие фанерные щиты и куски кровельной жести. Построенная несколько лет назад рядом с Новинским пассажем автомобильная парковка нарушила естественную дренажную систему, в результате чего все сточные воды устремляются прямиком под фундамент Дома Наркомфина.
Состояние дома изнутри не менее печальное: в коридорах проваливается пол, в части здания отключено отопление, из-за чего дом промерзает зимой, а весной покрывается новыми колониями плесени, сплошь покрывающей потолки вперемешку со следами от протечек. Рассохшиеся от времени камышитовые осыпаются на глазах, канализационные трубы трескаются, балконы и окна заколочены.
![](http://s13.radikal.ru/i186/1010/aa/4f7b86d4d9a7.jpg)
Последние 10 лет в здании жилыми остаются около 15 квартир, до недавнего времени днём Дом наполняли толпы туристов и любителей граффити (интернет забит их фоторепортажами). Ночью начиналось поломничество бомжей, которые неоднократно устраивали пожары. В 2009-ом случился серьёзный пожар, в результате которого полностью выгорела надстройка служебного корпуса.
![](http://i029.radikal.ru/1010/c1/bcde1652ede8.jpg)
С этого времени организована какая-никакая, но охрана здания.
Летом 2010 принято решение до того, как начнутся реставрационные работы, сдавать за символическую плату часть квартир молодым художникам под студии.
После реставрации в заднии планируется открыть бутик-отель.
По материалам источников:
archi.ru/events/news/news_current_press.html?ni...
archi.ru/events/news/news_current_press.html?ni...
realty.lenta.ru/photo/2008/03/20/narkomfin/4.ht...
www.archnadzor.ru/?p=833
archi.ru/events/news/news_current_press.html?ni...
archi.ru/events/news/news_current_press.html?ni...
community.livejournal.com/ru_sovarch/532760.htm...
community.livejournal.com/ru_sovarch/326081.htm...
community.livejournal.com/ru_sovarch/538886.htm...
community.livejournal.com/ru_sovarch/540623.htm...
![](http://i027.radikal.ru/1010/bf/2df24cf009cb.jpg)
@темы: ХХ век, История интерьера, Россия и Ближнее Зарубежье, Маленькие пространства, Архитектура
все время что читала было любопытно что же в нем планируют после реставрации.
полноценного жилого дома из него ведь не выйдет. но если бутики то ясо..
бутик-отель - это гостиница в исторических декорациях. Наример, приехала бы ты в Германию, и тебе предложили пожить в замке, где все интерьеры 15 века.
там должны быть интерьеры 20-х годов, всякая прочая атрибутика.
Разработчики проекта, например, хотят в ресторане сделать тарелки с надписями тех лет, типа "кто не работает-тот не ест" (были такие популярны в те годы ). И всё в таком духе.
Гостиницу делать там, конечно удобно - второй корпус, который коммунальный - там фактически готовая инфраструктура - на втором этаже ресторан и кухня - на первом что-то вроде спортзала, или зала приёмов.
Дом в самом центре москвы, шикарные виды, опять же крыша-солярий.
Ну и, конечно, гостиница рассчитана в первую очередь на иностранцев.
А по поводу , что не выйде полноценного жилого дома - я доделаю и выложу пост как раз про такой дом, брат-близнец наркомфиновского. Там очень даже живут)))
Но здесь, конечно, вряд ли сделают жилой дом. Всё-таки памятник всемирного значения. Поэтому, если будут вкладываться в реставрацию, то... сама понимаешь.
У меня как то бы опыт посещения , не подобного конечно, но в жилом плане похожего дома.
Длинный ленточный коридор и выходящие в него квартиры.Сначала думала обычные квартир, а оказалось самые настояние ячейки. как в казармах. комнатка проходящая и кухонька плюс коммуникации. И что бы попасть на кухню надо пройти через жилую комнату. И так 9 этажей. Впечатление удручающее.
Общего конечно мало. Но прочитав об этом доме сразу вспомнился тот.
Но это я так....Прочтешь удали пост. Зачем флуд разводить.
я не поклоница такого стиля, но в 30е это и правда было чем-то офигительным))))
не хочу забегать вперёд... доделаю пост по интерьерам в этих ячейках - сможешь оценить, насколько это было удобно или неудобно.
У меня как то бы опыт посещения , не подобного конечно, но в жилом плане похожего дома.
когда был построен Дом Наркомфина, вся перефирия приняла этот проект за указующий перст Партии, и начала штамповать что-то похожее у себя в регионах. На самом деле Гинзбург и его команда - это архитектурный авангард, которому не давали реализоваться в царской России. Это был частный проект, к которому партия не имела какого-либо отношения, им вообще было тогда не до архитектуры. Но как только Партия разобралась с насущными экономическими и военными вопросами, постепенно всю эту лавочку прикрыли.
Дом Гинзбурга вообще оказал очень сильное воздействие на всю советскйю архитектуру. Есть высказывание одного современного архитектора, что с этого дома начались микрорайоны.
.Прочтешь удали пост
это не флуд! Это обсуждение!
да, даже если абстрагироваться от идеи дома-коммуны, то сами квартиры - сплошь передовые технологии и решения. Одна встроенная мебель чего стоит.
Дом Наркомфина и сейчас очень актуален.
в этом и есть гениальность его создателей.
я писала в комменте выше, что Дом Наркомфина сильно повлиял на всё советское жилое строительство. Вот сейчас подумалось, что это Гинзбург виноват в том, что прямо сейчас чуть сзади меня висят дурацкие встроенные шкафчики-антресоли)))
а я вот совсем недавно узнала о подобном
Утопичная идея, конечно. Жаль, что так некрасиво и стремно вышло.
Дядьку Корбюзье я бы долго и болезненно убивал за насилие над человеческой свободой
хм-мм.. а поподробней? это вы про потолки 2,7 м., про типовые серийные дома и что-то подобное?
я не сторонник домов-коммун, именно идеи "всё под одной крышей", но планировки самих жилых ячеек и стиль мне нравятся.
порой так хочется пожить в мирке "ничего лишнего".
мне и раньше часто хотелось пожить именно так, а с рождением ребёнка - я только об этом и мечтаю! Да! Мебель-зло! особенно шкафички и полочки, и вообще, идеал - пол, ковёр и пара подушек))))